Театральное агентство «Богис», 1994 г.
Моноспектакль по повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Александр Феклистов: «Этот спектакль мы придумали за столом с Алексеем Бурыкиным и Игорем Золотовицким. Мне хотелось сделать моноспектакль почти без слов. Продюсер Галина Боголюбова нас не торопила — платила деньги, пока мы просто книжки читали. Потом позвали Питера Хейнце, он разработал структуру поведения молчащего, страдающего, радующегося человека. Нам хотелось отойти и от школьного мифа об униженном и оскорбленном Акакии Акакиевиче, и от мифа, созданного Норштейном, и сделать спектакль о счастливом человеке. Нужна была определенная среда, ее придумал чудесный художник Сережа Якунин — нежный, любовный человек. Когда дело подходило к премьере, и я его пытался торопить, он меня успокаивал: «Ничего, не будет готово к премьере — будет чуть позже, главное, чтобы все было сделано с любовью». Сердиться на него было невозможно, и он нас победил: эта живая среда с бумажными тараканами и ожившей конторкой — все мне помогало, и в то же время на каждом спектакле неожиданно для меня постоянно возникали какие-то новые детали, приходилось их обыгрывать, жить с ними. Это давало плоть спектаклю. Однако, просматривая кассеты, я видел наши ошибки. Опыт этот для меня один из сильнейших, когда никто не может тебе помочь, ты один, без партнеров, все рождается только через твои импульсы. Но я зарекся делать моноспектакли, все-таки природа театра во взаимодействии не только с вещами, но в первую очередь с людьми…»
(«Московские новости», 21 октября 2003 г.)
Из публикаций о спектакле
А. Феклистов, словно растворившись в самом терпком воздухе прозябания героя, густо пахнущем архивной пылью, клеем чернилами, старым гуталином, проквашенной едой, нестиранным бельем и всем прочим, непременно вчерашним и затхлым, попытался меж тем воспеть своего Башмачкина. Отношения между артистом и его персонажем выстроились лирические, откровенно дружеские, пылкие даже. <...>
Феклистов ведет дело к своего рода ритуализации движений, а затем в переломный момент роли отказывается от ритуала. Но при этом избегает каких- либо резкостей, тяготеет к плавности, «сказовости» линий.
По Феклистову выходит: этот Башмачкин не выучился ходить, а его выучили ходить. Его включили, привели в движение, как заводят любую машину. <...>
(В. Гульченко. Из статьи «Источник Гоголя», газета «Экран и сцена», 1994, № 3)
Сочинители спектакля
Александр Феклистов, Алексей Бурыкин, Олег Меньшиков, Игорь Золотовицкий
Художник
Сергей Якунин
Актерский состав
Александр Феклистов (Башмачкин Акакий Акакикевич)
Художник
Сергей Якунин
Актерский состав
Александр Феклистов (Башмачкин Акакий Акакикевич)
Актерский состав
Александр Феклистов (Башмачкин Акакий Акакикевич)